Press conference of the Far East Prize named after V.K. Arsenyev
Time left until broadcast
00
00
00
00
Loading

Select your language

Назад
Чтобы воспеть человека труда, нужна воля государства — эксперты Премии им. Арсеньева
Участники круглого стола Премии им. Арсеньева обсудили влияние производственного романа на индустриальное развитие Дальнего Востока
Чтобы воспеть человека труда, нужна воля государства — эксперты Премии им. Арсеньева

Отказ от государственного заказа на "индустриальную" литературу привел к падению популярности промышленных профессий на Дальнем Востоке. Раскрытие промышленного и литературного потенциала региона требует проявления государственной воли и выстроенных коммуникаций между автором, бизнесом и властью. Об этом говорили участники круглого стола "Корпоративная литература по-дальневосточному — отражение индустриального региона" (12+), который прошел 15 мая в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.

Модератор круглого стола, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что производственная проза — это целое направление литературы со "звездным" составом авторов, которое громко заявило о себе в XX веке и было своего рода мейнстримом. К сегодняшнему же дню это направление утратило ведущие позиции у российского читателя.

— Производственная проза — мощное направление в литературе, где практически все советские писатели поучаствовали. И иногда не просто поучаствовали, а внесли вклад в развитие мировой литературы.

Я говорю сейчас о Катаеве и его книге "Время вперёд" (16+), о Леонове и книге "Соть" (16+) и о многих других. Этот период у нас в стране прошел. Но если посмотреть на мировую литературу, то в топе авторской популярности были и остаются писатели именно этого направления, которое они называют "производственным романом", — сказал Вячеслав Коновалов.

Дальневосточник и автор книги для детей "Сказки о солнце" (12+) Даниил Литвиненко отчасти не согласился с модератором. По мнению писателя, хорошо видно, что Дальний Восток сегодня развивается трудом человека-созидателя, и это интересно и авторам, и читательской аудитории. Но здесь есть определенные сложности, указал выступающий.

— Сегодня автору труднее добраться до человека труда, потому что это уже закрытое корпоративное пространство. В советское время был государственный заказ, и тогда автора приглашали на предприятие и показывали производственный процесс. Сейчас писателю приходится доказывать компании, что важно и интересно об этом писать. Есть три пока плохо пересекающиеся линии участников, заинтересованных в появлении индустриального произведения, — автор, бизнес и государство,

— отметил Даниил Литвиненко.

Тема производственного романа — это всегда исследование, поездки к месту индустриальной истории. Иначе произведение просто не получится. По мнению Литвиненко, читателю интересны истории о людях труда — главное, чтобы писатель интересно излагал эту историю.

Журналист Андрей Островский согласился с тем, что индустриальная литература нужна читателю. Коммуникации с производством важны, но это не главное, поскольку в центре производственного романа должны быть человеческие судьбы, уверен Островский.

— По опыту могу сказать, что мы пишем не про корпорации или технологию производства, а про людей. Грубо говоря, не про то, сколько бетона залили, сколько тонн перевезли или какой толщины обшивка, а про человеческие отношения. Лучшие образцы индустриальной литературы, такие как "Аэропорт" (16+) или "Отель" (16+) Артура Хейли, были о человеке и взаимоотношениях,

— сказал Андрей Островский.

Журналист привел в пример его опыт сотрудничества с Дальневосточным морским пароходством, на судне которого он ходил до ледяных берегов самого южного континента. В результате экспедиции он познакомился с моряками, работающими в компании, и написал производственную документальную повесть "Сто дней Антарктиды" (16+).

— Мы считаем, что люди — это главное. После автопробега "Чем гордится Приморье" (16+) к нам в порт обратились журналисты, попросили провести один день с докером. И вот с утра до вечера они прожили вместе с нашим работником один день его трудовой жизни. Людям действительно интересно знать про людей. Сегодня докер — это очень квалифицированный специалист, который управляет от пяти механизмов,

— сказал директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта (входит в FESCO) Никита Томилин.

Модератор круглого стола Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что в афишах театров и кинотеатров или в топе бестселлеров практически ничего нет про человека труда. Все спектакли, фильмы, книги и телепередачи — только, как говорится, "про богатых и знаменитых".

Никита Томилин возразил на это и привел в пример проект "FESCO. Дети" (6+), в рамках которого переиздаются и дарятся дореволюционные и советские книги о человеке труда.

— Мы стараемся прививать детям вкус к такому чтению. Будущее все-таки за ними. Дети вырастут и пойдут работать портовиками, моряками, механиками, капитанами. Это очень, очень интересные профессии. Я лично присутствовал на таких уроках внеклассного чтения и скажу вам честно — дети действительно воодушевляются. Если человек растет с понятием того, что человек труда — это главный человек в стране, тогда эта идея будет с ним всю оставшуюся жизнь, он будет стремиться к этому, — отметил Никита Томилин.

Модератор круглого стола согласился с тем, что идея приведенного проекта замечательная, но, тем не менее, в топах книжных продаж произведений о людях труда нет, и появятся они не скоро.

— Любой работник, какую бы должность, специальность или пост он бы не занимал, ему всегда будут интересны задачи самореализации, призвания, взаимоотношения с коллегами, профессионального успеха, на чем останавливаться и к чему стремиться. Я думаю, что бизнесмены, владельцы крупных фирм недооценивают аргументы в пользу корпоративной художественной литературы. А ведь она может сделать их более известными и уважаемыми. С помощью нее они могут заявить о себе широкой читательской аудитории,

— сказал писатель-натуралист, член Союза писателей России, победитель и лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов Юрий Жекотов.

Автор книги "Прииск на левом берегу Колымы" (12+) Валерий Мусиенко выразил мнение, что для того, чтобы на производство шли высококвалифицированные кадры, нужна идеология и государственная политика по популяризации производственных профессий и поддержке авторов индустриальной литературы.

— Вспомните, как было в Советском Союзе, когда тот же роман "Как закалялась сталь" (12+) как минимум трижды экранизировали. Как и с какой с любовью Василий Шукшин писал про свою деревню. В 90-х годах наше государство прошло через тяжелый период, излом прошел по людям. По своему детству помню, как все хотели быть пожарными, милиционерами, космонавтами. Я сталеваром даже хотел быть, когда проходил мимо памятника сталевару в Донецке. А сейчас все хотят быть блогерами, танцорами и музыкантами.

Самое продуктивное время — молодость, и вот нам не хватает квалифицированных рабочих. Поэтому нужно интересно писать о людях труда. И не чисто механическую работу описывать: "взял болванку, заточил, положил в сторону, взял вторую". А занимательные случаи из жизни, какие-то взаимоотношения на работе. Из всего этого складывается теплое, положительное отношение к работе и человеку труда,

— считает писатель Валерий Мусиенко.

Участники круглого стола позитивно оценили советскую практику выступления писателей на предприятиях, когда рабочие могли поближе познакомиться с литературным процессом, а авторы — с производственным. Вячеслав Коновалов согласился с тем, что государственная идеология задавала верные жизненные ориентиры.

— Вы сказали совершенно верно: убрали из школьной программы книги о человеке труда, и вставили туда Довлатова, Солженицына, ещё какие-то образчики "литературы травмы", "литературы переживаний". Какой там человек труда? Там вообще слово "труд" не звучало. Вот мы и пожинаем то, что посеяли, — посетовал модератор дискуссии.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что для возвращения широкой читательской аудитории у произведений о человеке труда нужно, во-первых, писать интересно, во-вторых, у читателей должен быть доступ к спискам достойной литературы, в-третьих, должен быть государственный заказ на производственную литературу.

И самое важное — надо поднимать истории о трудовых подвигах дальневосточников, уверены эксперты дискуссии. Литераторы должны возрождать существовавший ранее дальневосточный легендариум — то есть совокупность смыслов, объясняющих, почему здесь надо жить, почему это здорово, почему отсюда не нужно уезжать. И только совместными усилиями литературы, власти и бизнеса можно справиться с поставленной задачей.



Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

2024 digest
Мы используем файлы cookie, для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не согласны на их использование, поменяйте настройки браузера.
Окей