Пресс-конференция Премии «Дальний Восток» имени В.К.Арсеньева
До эфира осталось
00
00
00
00
Загрузка

Выберите язык

Назад
"Я писал свой рассказ специально для Премии имени Арсеньева"
Лауреат литературной Премии им. В.К. Арсеньева Григорий Кубатьян – о том, как она стимулирует авторов на создание дальневосточной прозы
Я писал свой рассказ специально для Премии имени Арсеньева

Торжественная церемония награждения финалистов и победителей шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+) состоялась 6 декабря 2024 года в Москве в здании традиционного партнера Премии — Российского фонда культуры. Участие в церемонии приняли финалисты сезона, члены жюри Премии, представители литературного сообщества и крупнейших российских издательств, органов власти регионов ДФО. Почетными гостями и участниками мероприятия стали заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Григорий Куранов и заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.

На старте нового сезона (заявочная кампания которого, напомним, началась 1 февраля этого года и продлится до 30 июня) ИА PrimaMedia проводит интервью с лауреатами Премии сезона предшествующего, и сегодня предлагает вниманию читателя беседу с победителем конкурса в номинации "Короткая проза" за рассказ "Слово мужика (Старик и чудище)" (16+) Григорием Кубатьяном.

Справка: КУБАТЬЯН Григорий Степанович родился 28 февраля 1977года в Ленинграде. Российский путешественник и журналист. Окончил Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию. С 1994 года занимается журналистской деятельностью. С 2000 года — действительный член Русского географического общества. Постоянный автор журналов "Эхо Планеты" (16+), "Geo" (16+), где публиковал серии репортажей о своих путешествиях, в том числе "Автостоп до Антарктиды" (16+). Публиковался в журналах Discovery (16+), "Отдых в России" (16+), газетах "Московский комсомолец" (18+), "Российская газета" (18+), "Комсомольская правда" (18+), "Моя семья" (16+). Автор книг "Жизнь в дороге" (16+), "В Индию на велосипеде" (16+), "Великий африканский крюк" (16+) и др. Участник экспедиции "Неизвестный мир" (16+). Посетил все континенты Земли. В 2020 году участвовал в этапе кругосветной экспедиции на паруснике "Паллада".

— Григорий, а когда вы начали писать художественную прозу?

— Я, как мы понимаем, журналист из Санкт-Петербурга. И сначала я стал писать журналистские заметки и очерки. Ну а литературой — вот так всерьез, с написанием каких-то художественных произведений — я не занимался.

Рассказы я пишу крайне редко. По сути, я их начал писать всего несколько лет назад. И поначалу это вообще была более художественная форма моих же собственных публицистических заметок.

И рассказ, который был отмечен Премией имени Арсеньева, наверное, — мой первый по-настоящему художественный рассказ, где нет меня самого в качестве героя. Есть некая история, пусть и на базе реальных историй, но все-таки вымышленная.

— Этот рассказ под названием "Старик и чудище" можно найти в Интернете. Но у рассказа есть и второе название — "Слово мужика". Как это произошло?

— Дело в том, что оригинальное название было "Старик и чудище", но в газете "Моя семья" (16+) рассказ был опубликован под названием "Слово мужика" (16+). Это было желанием редакции газеты. Тогда как раз вышел сериал "Слово пацана" (16+), а поскольку у меня в рассказе главный герой был с криминальным прошлым, хотя уже постаревший, редакции такая аналогия показалась интересной. Поскольку именно от газеты я номинировался на Премию, я сохранил газетный вариант названия. В итоге получилось два названия.

— Ну, есть и другие культурные коды. В свое время повесть Эрнеста Хемингуэя "Старик и море" произвела большое впечатления на поколение 60-70-х годов. Своею мощью, ощущением общей связи человека со все, что его окружает: Океаном, Землею, Вселенной. В вашем рассказе есть момент, когда главный герой вместе с косаткой ловит рыбу в море. Косатка загоняет рыбу в сети, а рыбак достает ее из сетей и кормит косатку. То есть морское чудище, хищник, по сути, и человек объединяются общей работой. И рассказ от этого приобретает какой-то притчевый и даже вселенский, я бы сказал, масштаб.

— Именно поэтому мне хотелось сохранить оригинальное название, и я его сохранил. И, наверное, было бы правильнее так его и оставить. Пусть будет всё-таки "Старик и чудище".

— Но далее после такого притчевого начала в рассказ врываются совершенно иные реалии. Появляются "спортсмены", люди, в обычной жизни, может быть, и хорошие, но в данной конкретной ситуации творящие зло. Они не просто добывают икру красной рыбы, идущей на нерест, но делают этой с какой-то изощренной жестокостью и цинизмом. Вы сразу задумали такой финал "на переломе" или так получилось по законам "художественной правды"?

— Этот рассказ как бы разбит на куски. Может быть, некоторые не совсем понимают эту структуру. В рассказе есть часть, составляющая воспоминания старика, а есть часть, повествующая о его текущей жизни. И вся история заканчивается тем, что происходит сейчас.

Как это все писалось? На самом деле рассказ — набор нескольких реальных историй, которые я просто объединил в одну. И получилась вот такая вымышленная история, но она базируется на том, что происходило на самом деле.

Поэтому мне ничего не нужно было особо придумывать. Поэтому я примерно знал, чем всё должно закончиться.

Добавлю еще пару слов. Дело в том, что я этот рассказ писал специально для Премии. Вячеслав Коновалов в свое время рассказал мне про Премию "Дальний Восток" имени Арсеньева, и я загорелся идеей написать что-нибудь такое, что могло бы позволить мне поучаствовать в конкурсе и побороться за победу. В противном случае я, может быть, и не стал бы писать этот рассказ. А тут мне стало интересно, и я написал его в 2022 году и отправил для публикации в журнал "Юность" (16+), если не ошибаюсь. Мне очень хотелось принято участие в конкурсе того года, но в журнале рассказ не опубликовали. Кажется, мне так и не ответили. А я тогда ушел на СВО, и помню, что оттуда, из зоны боевых действий, пытался выяснить, как там рассказ мой, вышел или не вышел. Ответа не было, мне было жалко, потому что я вроде как старался и надеялся, что у меня что-то получилось. Но вот оказалось, что это никому не нужно, и я тогда сильно расстроился.

А потом, спустя время, когда я после ранения лежал в госпитале, никак не мог этот рассказ нигде опубликовать, потому что он большой, такой неформатный, непонятно было, кому его отдать, кто такой рассказ может опубликовать. Однако в 2023 году "Моя семья" его опубликовала, может быть с небольшими сокращениями. И вот с этого момента я смог подать заявку на Премию. Конечно, я не ожидал, что рассказ будет отмечен Премией, что его так высоко оценят. В принципе, я хотел, чтобы его просто прочитали.

— А что можете сказать о самой Премии? Каково, по вашему мнению, ее значение для Дальневосточного региона, для всей страны?

— Мне вообще нравится, что есть такие премии, которые стимулируют авторов писать о родном крае. Это, конечно, важно, потому что мы живем в стране, которая очень богата историями, богата сюжетами, богата людьми, событиями и просто красотой. Ну и драматизмом, конечно, тоже.

И всё вот это нужно осмысливать, нужно об этом писать, нужно об этом говорить. Не менее важно, чтобы люди об этом не просто писали, а чтобы читали об этом, интересовались этим.

Долгое время нам давали какую-то внешнюю, западную и даже ненастоящую картинку жизни. Сколько человеко-часов было потрачено на просмотр голливудского кино, рассказывающей о жизни американской глубинки или жизни каких-то несуществующих суперменов! Мы всё про них знаем, но на черта они нам сдались! А собственно своей страны, своего края мы зачастую и не знаем толком. А она вот тут, рядом, ну пусть не сильно рядом, но добраться можно и посмотреть, как живут люди на Дальнем Востоке, как они живут в Якутии, в Сибири, как они живут в Мурманской области, в Калмыкии, в Карелии.

У нас столько красивых мест, столько всего интересного! И я на самом деле страшно рад, что вот сейчас, в последние годы, у людей просыпается интерес к своей стране, а у власти просыпается интерес стимулировать людей на то, чтобы стали изучать собственную страну, знакомиться с ней. Можно сказать, что сегодня мы открываем для себя Россию заново.

Мы уже немножко подзабыли, где живем, а сейчас мы открываем для себя заново все эти чудеса родной страны. Я считаю, что это очень здорово, что такие премии нужны, и хорошо бы, чтобы такие премии были в каждом регионе, ну хотя бы в каких-то крупных регионах, которые могут себе это позволить. Чтобы авторы имели возможность и желание писать.

Справка: Государственная Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

Сборник 2024
Мы используем файлы cookie, для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Если вы не согласны на их использование, поменяйте настройки браузера.
Окей