Детская и подростковая литература о Дальнем Востоке несет в себе ту крайне необходимую подрастающему поколению романтику, которая настраивает человека на активную, деятельную взрослую жизнь, работу на благо своего родного региона и через это — всей нашей страны в целом. Так считают участники круглого стола "Детская и подростковая литература о Дальнем Востоке — настоящее и будущее развития территории", который прошел в онлайн-формате 26 июня в рамках шестого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева" (12+). Подробности — в материале ИА PrimaMedia.
Открывая дискуссию, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов выразил глубокое убеждение в том, что литература была и остается тем фактором, который формирует мировоззрение человека в детстве. При этом, как считает модератор дискуссии, основа человека, заложенная в нем в юные годы, не меняется на протяжении всей жизни.
Обратившись к участникам круглого стола, Коновалов предложил им охарактеризовать, что именно происходит сегодня в отечественной детской и подростковой литературе и всегда ли "то, о чем пишут, совпадает с тем, о чем читают".
Писатель Анастасия Строкина, лауреат Премии им. В.К. Арсеньева в номинации "Детская проза" в 2019 году, отметила, что важнейшим трендом в сегодняшней детской литературе как в бизнесе является серийность.
"Это, прежде всего, — серии, когда издатель разговаривает с тобой, когда издатель интересуется возможностью издания той или иной книги. Его, издателя, интересует прежде всего серийность, — рассказала Строкина. — Если даже вы издаете какую-то научно-популярную литературу — о космосе, о животных, о мире вокруг нас — здесь тоже интересует именно серия. Потому что это — "крючок" для читателя, и так мыслит издатель современный".
Что же касается содержания произведений, то здесь Строкина отметила, что на первый план интереса юных читателей уверенно выходит литература фантастического и научно-популярных направлений.
"Серии и комиксы — сейчас в лидирующих позициях. Но комиксы — это не означает, что это какая-то глупая совершенно история в картинках. Это может быть и философские комиксы, комиксы про науку, что угодно, изображенное в виде иллюстраций. Вот такие основные тренды, которые сейчас существуют и которые пользуются успехом у читателей", — подытожила участник дискуссии.
Лауреат Премии им. В.К. Арсеньева в номинации "Короткая проза" в 2021 году Любовь Безбах (Сахалинская область) считает, что детям и подросткам в любом случае "нужна сказка и нужна динамика", при этом конкуренцию литературе здесь составляют компьютерные игры.
Но для того, чтобы уберечь душу ребенка, душу будущего взрослого человека, нужно формировать у него с детства хороший крепкий стержень, надежный, который не позволит молодому человеку потом уклониться куда-то от нужного русла,
— сказала Безбах.
Ценность упомянутого стержня писатель видит и в том, чтобы человек ценил свой родной край или область.
"Желательно, чтобы он остался там, где он родился и вырос, чтобы он не начал метаться по нашим столицам, по большим городам, а оставался у себя дома по принципу "где родился — там пригодился". Не всех, конечно, удержишь, но основная часть людей все-таки склонна к оседлости, и желательно, чтобы они оставались у себя дома", — отметила лауреат Премии им. Арсеньева, подчеркнув, что именно детская литература может сделать так, чтобы человек действительно гордился своей малой родиной.
Вячеслав Коновалов заметил, что литературы о Дальнем Востоке сегодня уже достаточно много.
"И она очень качественная, она очень хорошая. И она — в избытке, но, к сожалению, только на территории Дальнего Востока, — посетовал куратор Премии. — Хотелось бы, чтобы и в Калининграде, и в Мурманске, и в Сочи, и в Ялте, и везде, где есть русскоговорящие люди, знали о том, какая прекрасная есть литература о Дальнем Востоке".
Коновалов согласился с Безбах в том, что одна из ключевых функций детско-подростковой литературы — воспитание любви к малой родине как к части Родины большой.
Ребенок начинает понимать, что весь русский мир, весь русскоговорящий мир — это один большой дом, но у него в этом большом доме есть своя собственная квартирка или комнатка, где он может запереться и чувствовать себя уютно. И это как раз формируется на стадии взросления,
— сказал Коновалов.
Нина Беломестнова (Забайкальский край), лауреат Премии им. В.К. Арсеньева в номинации "Детская проза" в 2021 году, также поддержала коллег в том, что популярностью и детей и подростков пользуется приключенческая литература, при этом отрадно, что в место в ряду востребованных авторов занимает и Владимир Клавдиевич Арсеньев.
Вместе с тем, отметила Беломестнова, современным авторам, пишущим для юного читателя, пока трудно тягаться с классиками приключенческой литературы.
"Тут причина, на мой взгляд, не в том, что отсутствие талантов, а в том, что книги издаются маленькими тиражами. Самое большее — это 500 экземпляров. А что такое 500 экземпляров? И просто не знает читатель о существовании этих книг и о существовании этих писателей. А чтобы издаваться большими тиражами, нужно финансирование", — сказала писатель.
Вячеслав Коновалов в развитие темы отметил, что даже признанные мастера художественного слова сегодня также не могут похвастаться тиражами, сопоставимыми с "советскими".
"Было много, конечно, и пустой литературы, но литература полезная, правильная, интересная, захватывающая, тем не менее, выходила действительно миллионными тиражами и достигала каждой малой библиотеки", — напомнил Коновалов, добавив, что сегодня в России профессия "писатель" даже не содержится в классификации профессий, и уже это говорит о том, что к "инженерам человеческих душ" все-таки есть пока еще некоторое пренебрежительное отношение.
Культуролог, главный редактор подросткового журнала "Электронные пампасы" (12+) и дружелюбного обозрения "Русская жизнь" (16+), автор художественных и познавательных книг для детей и подростков Юрий Нечипоренко высказал предложение о возможном создании некоего государственного "Института детской книги", эксперты которого отбирали бы самые достойные произведения для того, чтобы они печатались общероссийскими тиражами.
"У нас есть уже и качество литературы, и количество огромное, существуют специализированные издательства. Опять же, существуют гранты, и это тоже очень хорошо, я знаю гранты, по которым издавались книги о Камчатке, о Сахалине. То есть существуют уже меры поддержки. Конечно, это — "ручейки", но я надеюсь, что они "сольются в море". По большому счету, я думаю, хорошо было бы, чтобы в наших книжных магазинах появлялись полки, на которых будет написано "Дальний Восток". Чтобы эта литература была востребована, потому что в ней очень много той самой романтики, которая необходима подросткам", — озвучил и другие идеи по "продвижению" дальневосточной литературы для детей и подростков Нечипоренко.
Вячеслав Коновалов горячо поддержал Юрия Нечипоренко в том, что сегодня необходимо формировать — или, скорее, возрождать — ту романтику, которая действительно формирует в сознании подрастающего поколения стремление к активной жизни.
Надо заменять "романтику травмы", "романтику страданий" на романтику поиска, на романтику открытий. И детская литература, по большому счету, как раз и есть та литература, которая это может сделать трендом по жизни,
— заявил куратор Премии им. Арсеньева. — Когда ребенок начинает с детства читать о романтике открытий, о романтике дальних странствий, — он смотрит вперед, он смотрит вдаль. Он не копается в этих вот бесконечных "травмах", не расчесывает вот эти бесконечные "прыщи" — "Ах, папка меня ударил, подзатыльник мне дал, ах, я теперь всю жизнь оставшуюся буду страдать, и в 45 лет я обнаружу, что я ничего в жизни не сделал. Дырка от бублика — и только потому, что я всю жизнь расчесывал вот этот вот прыщ".
Говоря о том, как сделать "звучание литературы" в деле воспитания подрастающего поколения более громким, участники дискуссии отметили, что здесь важной составляющей может стать активное включение литературы в создание произведений в других областях искусства — кинематографе, мультипликации, театре.
"Книга оживает в театре. Можно свою книгу подарить режиссеру театра, можно предложить вместе написать сценарий или пьесу. Понимаете, писатель может вдохновить читателя, а читателем может быть и актер, и режиссер", — сказал Юрий Нечипоренко.
Нина Беломестнова рассказала, что одна из ее книг с эвенкийскими сказками послужила основой для целого ряда постановок в национальном эвенкийском кукольном театре в Хабаровске. А в Чите произведения автора вдохновили студентов двух колледжей отправиться в фольклорную экспедицию и снять по ее итогам видеофильм.
Подводя итог дискуссии, Вячеслав Коновалов также напомнил, что мощным инструментом по продвижению дальневосточной литературы — в том числе и детско-юношеской — могут и должны стать сообщества и группы в социальных сетях.
"Иногда эти группы становятся многотысячными, иногда — многосотнитысячными. И они охватывают не только ту часть страны, в которой эта группа физически существует, они виртуально охватывают всю Россию и даже выходят за территорию Российской Федерации, существуют везде, где читают на русском языке. Есть инструменты, которые не требуют от нас какого-то колоссального денежного вложения, каких-то колоссальных материальных ресурсов, каких-то чудовищных человеческих ресурсов. Есть достаточно простой, очень действенный инструмент, который у каждого из нас в руках", — резюмировал Коновалов.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.