Загрузка
Сборник 
2023
Назад
"Премию имени Арсеньева придумали талантливые люди"
Что еще сказали участники "арсеньевского" круглого стола на юбилейном фестивале "Литература Тихоокеанской России"

Литература малой родины, Дальний Восток как предмет литературно-художественного осмысления и освоения, роль литературной премии в этом процессе — такой круг вопросов обсудили участники круглого стол Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), проходившего в рамках Пятого фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+, Владивосток, 7-9 октября). В дискуссии, модератором которой выступил историк литературы Антон Ефимов, приняли участие куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов, члены жюри Премии этого года Анна Матвеева и Алексей Колобродов, а также дальневосточные писатели Любовь Безбах и Лев Сысоров, сообщает ИА PrimaMedia.

А ведь ей всего 4 года

В начале круглого стола куратор Премии им. Арсеньева остановился на истории ее возникновения, подчеркнув особую роль полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева. Из трех задуманных в 2017 году литературных проектов на Дальнем Востоке в жизнь удалось воплотить два — это фестиваль "Литература Тихоокеанской России" и Премия им. Арсеньева.

— Третья идея — писательская резиденция, над чем мы сейчас работаем. Но тут меня опередили, в Благовещенске ее открыли два месяца назад. В связи с этим я сделаю очень важное сообщение сегодня. В этом году лауреатам Премии имени Арсеньева будут вручать не только подарки и полмиллиона каждому победителю, они получат возможность выбрать месяц, удобный для проживания, чтобы провести его в литературной резиденции Ассоциации писателей и издателей России, которая находится в Благовещенске. Вот такое приятное дополнение к Премии, — сказал Вячеслав Коновалов.

Самое большое опасение, что для проведения конкурса на соискание Премии не хватит произведений, развеялось уже в первый сезон, когда поступило более 100 заявок. Эта тенденция продолжается и сейчас. По словам Вячеслава Коновалова, присылаются произведения, среди которых есть очень хорошая литература. В полной мере это касается и нынешнего, уже четвертого сезона Премии.

Как и раньше, вручение наград в номинациях "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей", а также две именные премии — "За вклад в развитие Дальнего Востока" Юрия Трутнева и "За вклад в развитие Приморского края" губернатора Приморья Олега Кожемяко — состоится в декабре.

Что дает Премия авторам, принявшим в ней участие? Помогает ли она дальнейшему развитию писателя? Дает ли стимул для дальнейшего творчества? На эти вопросы ответила лауреат третьего сезона Общероссийской литературной премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева сахалинская писательница Любовь Безбах:

— Когда мой сборник моих рассказов получил Премию Арсеньева, для меня это был настоящий триумф. Но это была победа не только моя, но и моих земляков. Мои рассказы издали сотрудники Южно-Сахалинской городской библиотеки. Они тоже вложили свой труд в эту книгу, издав ее с иллюстрациями и продвинув ее на премию. Конечно, это память на всю жизнь. Еще в первую очередь это общение с людьми.

Тем, кто хочет принять участие в конкурсе на соискание Премии имени Арсеньева, Любовь Безбах посоветовала три вещи: первое — уметь писать, второе — писать не только то, что интересно для тебя, но и то, что интересно для читателя, причем любого, живущего в любом уголке нашей необъятной страны, третье — писать о Дальнем Востоке, ведь премия так и называется — "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева.

— Это должна быть качественная литература, хорошо написанная и сделанная. Мне кажется, тут еще есть момент дальневосточной идеи. И это должно быть интересно всей России, — согласился известный российский журналист, телеведущий, литературный критик и прозаик Алексей Колобродов.

Региональная и общероссийская. А в будущем и мировая?

Какое место занимает Премия имени Арсеньева в ряду других литературных премий, существующих в России? Отвечая на этот вопрос, Алексей Колобродов, припомнил когда-то популярный "Русский Букер" (16+), который, по его словам, "долго и постыдно агонизировал, а потом благополучно скончался", "Национальный Бестселлер" (16+), "Большая книга" (16+) и премия имени Григорьева (12+), более-менее стабильную "Ясную Поляну" (12+) и пришел к выводу, что премиальный процесс в России сегодня в глубоком кризисе. Очень мало жанровых премий. Нет премии по нон-фикшн, например.

— На этом фоне Премия имени Арсеньева выглядит очень интересной по схеме. Ее придумали достаточно талантливые люди, на мой взгляд. Премия одновременно региональная и общероссийская. Любовь Безбах нам говорила, что любой автор, живущий хоть в Москве или Мурманске, Саратове или даже Сан-Франциско, если он написал вещь на русском языке и она попадает в дальневосточный контекст, совершенно спокойно может участвовать в этой премии. Это очень интересная история, очень яркая схема, которая позволяет избежать местечковости и привлечь солидные, серьезные федеральные имена, — сказал Алексей Колобродов.

По его словам, Премия имени Арсеньева должна быть интересна не только дальневосточникам, но и всей России. А, может быть, и всей огромной русскоязычной среде, которая разбросана сейчас по всему миру. Благодаря Премии удастся продвинуть сам по себе бренд Дальнего Востока, открыть новые литературные имена, под новым ракурсом посмотреть на старые.

— В общем, замечательное начинание, идя и схема. Дай бог Премии здоровья и развития. Я смотрю на Премию с оптимизмом, — заметил Колобродов.

Свою оценку Премии имени Арсеньева с точки зрения члена жюри дала писатель Анна Матвеева, автор нескольких романов, в том числе романа "Перевал Дятлова, или Тайна девяти" (12+), финалист премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер".

— Я тоже достаточно много времени уделила премиальному процессу, причем с обеих сторон. Иногда как член жюри, иногда как участник длинных и коротких списков. Как лауреат я очень редко участвую в этом процессе, но, может быть, мне когда-нибудь повезет. Очень сложно читать и оценивать тексты, когда ты знаешь автора. Это невероятно тяжело. Практически невозможно отвлечься и судить текст, а не человека. Надо судить, конечно, текст. Мне кажется, то, что я буду работать в этой Премии, где я никого не знаю, это тот же шифр для меня. Я ничего про ваших авторов не знаю. Это прекрасно. Надеюсь, что буду объективной и буду оценивать то, как написано, насколько это профессионально, интересно и насколько это отвечает букве и задаче Премии, — пообещала Анна Матвеева.

Эффективная пропаганда Дальнего Востока

Еще один интересный вопрос, навеянный опытом четырех сезонов Премии имени Арсеньева, сколько "дальневосточного" должно быть в произведении и что именно означает эта "дальневосточность".

В качестве примера Вячеслав Коновалов привел книгу "Индекс Франко" (12+) Ивана Панкратова — записи полкового врача, "очень интересно и мощно написанное произведение".

— Но там не было прямой отсылки к Дальнему Востоку. Были косвенные признаки. Например, упоминание кустарника, который растет только в Приморье. Но нигде нет отсылки к тому, что герой пошел в больницу, расположенную, например, в Уссурийске. Члены жюри пришли к выводу, что в произведении недостаточно дальневосточной литературы. Иван Панкратов — однозначно и стопроцентно дальневосточный автор. Он пишет о Дальнем Востоке, но в книгах нет местечковости. Он универсален. И здесь возникает вопрос: что такое дальневосточность? До какой степени мы можем говорить, дальневосточная это книга или нет? — заострил проблему Вячеслав Коновалов.

С ним согласился владивостокский писатель Лев Сысоров:

— У Ивана Панкратова действительно очень мощная проза. Ему достаточно было бы вставить какие-то географические названия, и все было бы прекрасно. Он мог бы написать, что больница находится во Владивостоке на Первой речке, этого было бы достаточно. Действительно, какой-то очень надуманный критерий. Просто географических названий недостаточно. Дальневосточные проблемы должны подниматься… Проза Панкратова достаточно дальневосточная. Он здесь вырос, из семьи потомственных врачей. Мощная проза, очень хорошая.

Своим мнением по вопросу "дальневосточности" поделилась и Любовь Безбах:

— Первое слово, которое я услышала на этих круглых столах — это слово "пропаганда". Насколько я знаю, речь сейчас идет о развитии дальневосточного региона на государственном уровне. Пример острова Русского очень ярко показывает, что люди готовы работать, готовы строить. На Русском я была в 2005 году. Это была земля-целина: грунтовая дорога, разваленные причалы, заброшенные форты, с которых стащили все, что плохо лежит, на металлолом. Дачки какие-то были, и все, кто там жил, рвались во Владивосток. И то, что там сейчас, просто ошеломляет. Ошеломляет разница, и то, что очень короткий промежуток времени прошел. Чтобы все было, надо работать, и денежка, конечно, нужна. Тут без пропаганды не обойтись. Для этого и нужна художественная литература, чтобы не только разумом принять "это надо", а чтобы вошло в душу, что это надо. И тогда дело пойдет веселей.

По мнению Любови Безбах, Премия имени Арсеньева как раз является примером эффективной пропаганды Дальнего Востока.

— Эта Премия появилась в рамках заявленной концепции опережающего развития Дальнего Востока. Тут была совершенно многосегментная задача. Это не просто развитие Дальнего Востока с экономической и социальной точки зрения. Это и культурное развитие. Плюс вторая задача — это интеграция Дальнего Востока, его образа в общероссийское пространство, чтобы Дальний Восток всегда присутствовал в умах людей. В кинематографе, литературе, на сцене, в живописи, — напомнил Вячеслав Коновалов.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России. За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Читайте также