Круглый стол "На старте нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева" (12+) в формате онлайн прошел 8 февраля и дал старт серии дискуссионных мероприятий (12+) в рамках шестого сезона Премии, сообщает ИА PrimaMedia. Участники онлайн-конференции поделились мнениями о прошлом и будущем Премии, которая на протяжении ряда последних лет вызывает горячий интерес не только в России, но и за рубежом.
Модератор дискуссии, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов предложил участникам дискуссии обсудить старт Премии в 2024 году.
Первое слово предоставили писателю Андрею Геласимову. В 2017 году, напомним, он стал первым лауреатом Премии в номинации "Длинная проза" за роман "Роза ветров" (16+), а в сезоне 2019 года возглавил большое жюри Премии. Модератор предложил писателю, оглядываясь на прошедший год, дать своё видение того, что можно улучшить в творческом конкурсе и какое будущее ожидает Премию.
— Просто нужно аккуратно и спокойно вести ту работу, которая велась в эти годы. Я наблюдаю за Премией пять сезонов и могу сказать, что заинтересованность авторов и количество рукописей возрастает. Пишут не только люди с Дальнего Востока, но и со всей страны. Нужно спокойно развивать этот процесс, — сказал Андрей Геласимов.
Одним из самых ярких событий прошлого сезона стала поездка группы российских писателей и издателей в Китай и Республику Корея. В рамках поездки состоялись презентации Премии в Харбине и Сеуле, вызвавшие огромный интерес у местных преподавателей и студентов-русистов.
— Я был приятно удивлен знанием корейскими студентами наших произведений. Мы с Василием Авченко осветили процессы в современной литературе. Во время выступлений, студенты активно спрашивали про наши тексты. У Василия есть переводы его книг на корейский язык, но меня не переводили. А корейские студенты спрашивали про мой рассказ "Нежный возраст" (12+), "почему у вас вот так", "почему персонаж ведёт себя вот таким образом". Я понял, что была довольно серьёзная подготовка. Вопросы задавали на русском, 80% студентов хорошо владеют нашим языком. И это — студенты вторых, третьих курсов, — поделился Андрей Геласимов.
Модератор отметил, что выход Премии на международный уровень в Азиатско-Тихоокеанский регион станет одним их перспективных полей развития в новом сезоне.
Далее слово передали лауреату Премии 2023 года в номинации "Длинная проза" Камилю Зиганшину.
— Могу сказать, что организация премии достигла такого уровня, что вроде бы и менять нечего. Главное достоинство этой премии, на мой взгляд, — то, что она объективная. Нет никакого давления на членов жюри. Все решается голосованием. Кто больше голосов получил, тот и победил. Я знаю о Премии с первого года ее существования, два года пристально за ней наблюдаю, в том числе как участник. И это говорит о втором достоинстве Премии — ее сайте. Он такой живой, много информации регулярно пополняется, полная информация о членах жюри, подробно рассказывается о финалистах. Сайт этой Премии, на мой взгляд, самый интересный и самый удобный для работы, — считает Камиль Зиганшин.
Для писателя из Уфы — это важные моменты: наличие Премии с его любимой тематикой — о Дальнем Востоке — и ее информационная доступность для потенциальных участников. По его мнению, Дальний Восток обладает огромной притягательной силой. В свое время Камиль Зиганшин, проработав год после окончания института в нефтехимической отрасли Башкирии, уехал в Хабаровский край работать охотником на уникальной территории, где сошлись северные флора и фауна с южной: лианы, виноград, лимонник, ель, пихта, тигры, леопарды и еще много всего. Познакомился с культурой удэгейцев.
— Вообще меня поразили цифры: 41% территории России занимает Дальний Восток. Это в голове не укладывается: 41% территорий страны, и при этом — всего где-то 4% населения. Вот это тоже важная тема — как нам писать нужно, чтобы у людей (особенно у молодежи) после прочтения сразу появилась мысль: вот где интересно, вот где можно себя реализовать! — предложил Камиль Зиганшин.
Вячеслав Коновалов поблагодарил спикера за высокую оценку прозрачности и непредвзятости Премии, а также отметил планомерность работы над географическим расширением Премии, в ходе которой шаг за шагом организаторы при поддержке литературного сообщества продвигают русский язык за рубежом.
— Я хочу обратиться к теме, которая звучит последние два года у нас как основная тема в Российской Федерации. Тема СВО и то, о чем должна писать сейчас литература, то куда литература должна разворачиваться. Не только географически мы должны стремиться, но и внутренне преображаться. Мы видим, что эта здоровая трансформация в стране началась. И мне бы хотелось узнать мнение и опыт Александра Смышляева. Я знаю, что он пишет сейчас о бойцах СВО и выступает очень активно с этим. Это тема литературно сейчас, самая значимая. Пока она еще громко не прозвучала, однако в литературном процессе появляются книги, появляется замечательная проза. Вслед за "ударной волной Z-поэзии", как называют этот феномен, который произошел у нас в стране, очень сильные появились авторы. И их читают, их приглашают, с ними встречаются. У прозы немного более медленный литературный процесс, не такой, как у поэзии, но уже появляются книги. Это книги Прилепина, это книги Дмитрия Артиса, это книги Григория Кубатьяна. Они прошли через эту волну, и они донесли до нас эту волну. И это, пожалуй, одна из главных тем, которые будут доминировать в литературе, как мне кажется, в ближайшее время, — прокомментировал Вячеслав Коновалов.
Геолог, писатель, журналист, постоянный участник Премии Александр Смышляев поддержал модератора.
— Конечно, вы правы. Да, это одна из главнейших тем нашей сегодняшней жизни. Никуда от этого не деться. И я думаю, что и отгораживаться от неё просто невозможно. И нельзя отгораживаться. Мы здесь, на Камчатке, живём среди военных. И вот я взялся увековечить память тех ребят-камчатцев, которые героически защищали нашу Родину там, "за ленточкой". Так получается, что ни в одном из этих героев я не ошибся. Берёшь биографию человека, начинаешь раскручивать, узнавать и видишь, что человек — достойнейший. Он, начиная с детства, готовил себя к службе Родине, к службе в армии, у него было большое будущее. Возможно, эти люди могли бы стать старшими офицерами. Мальчишкам стоит брать пример с их биографий. И, конечно, гордиться этими парнями. Поэтому не писать о них, конечно, невозможно, — сказал Александр Смышляев.
По словам автора, писать документальную прозу очень тяжело. Сбор материала занимает очень много времени. Автору приходится ловить мимолетную возможность поговорить с бойцом, прилетевшим в отпуск или в госпиталь на реабилитацию. Поэтому книги издаются не так быстро, как хотелось бы автору и читателю. Пока книги Александра Смышляева выходят только на Камчатке, но его произведениями заинтересовались федеральные издательства.
— Большое спасибо за тему, которую вы сейчас поднимаете! Мы должны говорить об этом, мы должны писать об этом. Культура — она многогранна, российская культура широкая и огромное как поле. И, к сожалению, с точки зрения тех процессов, которые происходят в стране сейчас, это поле практически не паханое. Если посмотреть, что происходит сейчас в театре, в кино, и в той же литературе, участниками которой мы с вами являемся, то возникает масса вопросов. Эти вопросы нам придется решать, так или иначе. Никто не придет, никто за нас с вами это не решит, — сказал Вячеслав Коновалов.
Андрей Геласимов отметил, что из-за определенных политических и экономических состояний в российском обществе произошел большой разрыв в гражданском воспитании.
— В Советском Союзе довольно много внимания уделяли гражданскому просвещению. Начиная с 1990-х годов этот пласт патриотического контента, который двигал цивилизацию и притягивал новые поколения, наша страна упустила. Нагнать упущенное время для гражданского контента сложно. Зато это делает очевидным направление развития Премии. Можно заимствовать позитивный опыт Америки: в своём гражданском воспитании они не делали пауз, они производили новые смыслы в гражданском поле. В течение XX века американские кинематографисты создали целую мифологию освоения Запада. В истории России на Дальнем Востоке также много захватывающих героических моментов, достойных кино— и теле— воплощения, — сказал Андрей Геласимов.
Писатель привел в пример,подвиг русских моряков, отразивших атаку англо-французской эскадры во время Крымской войны 1853-1856 годов, и оборону Албазина в 1689 году. Тогда при численном превосходстве противника наши предки отстояли свои земли. Начиная с далеких исторических времен и заканчивая нынешними морпехами с Камчатки — надо постоянно об этом писать, в связи с чем Геласимов предложил в рамках Премии учредить историческую гражданскую номинацию.
— Мы говорим о том, что Премия имени Арсения живет, Премия развивается. Начинается шестой сезон, 24-й год впереди. Будем ждать литературу. Андрей (Геласимов — ред.) замечательно рассказал о поездке, о том, что Премия должна расширяться в Азиатско-Тихоокеанский регион. Нас там ждут, нас там читают, нас там не отменяют, нас там как русскую литературу по-прежнему любят. Что касается расширения не только географического, но и тематического, я уже сказал, что в прошлом году были учреждены специальные сессии для военкоров. Премия как живой организм должна изменяться, должна жить, должна расширяться, должна трансформироваться в зависимости от того, что происходит в стране. А в стране сейчас у нас происходит специальная военная операция и мы, литературные деятели и Премия Арсеньева, оставаться в стороне, разумеется, не можем, — подвел итоги дискуссии Вячеслав Коновалов.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.