Загрузка
Сборник 
2023
Назад
"Махину русского языка и литературы на Дальнем Востоке должны тащить не только подвижники"
Участники очередного круглого стола Премии им. Арсеньева призвали власти активнее поддерживать литературные процессы в ДФО

Сложная ситуация с литературной периодикой на Дальнем Востоке требует активного подключения государства — как в лице федеральных структур, так и властей конкретных регионов ДФО. Об этом говорили в среду, 6 июля, участники онлайн-конференции "Судьба литературных журналов на Дальнем Востоке" (12+), инициатором которой выступили организаторы Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), новый сезон которой, напомним, стартовал 1 февраля 2022 года. Ключевые высказывания участников конференции — в материале ИА PrimaMedia.

В дискуссии приняли участие куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов, директор издательства "Рубеж" и главный редактор одноименного альманаха Александр Колесов, арт-директор литературно-познавательного журнала "Слово" (Сахалинская область) Лидия Киселькова, главный редактор журнала "Байкал" (Республика Бурятия) Булат Аюшеев, начальник организационно-аналитического отдела министерства культуры и архивного дела Приморского края Олеся Борисова. Модератором конференции традиционно выступил журналист, историк литературы, кандидат филологических наук Антон Ефимов.



Предваряя дискуссию, модератор Антон Ефимов рассказал участникам и зрителям о ряде нововведений, которые уже в сентябре ждут гостей Дальневосточного фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+). По словам Ефимова, в этом году будет заметно расширен состав участников, в программе фестиваля будут представлены новые сегменты литературного процесса. Также фестиваль расширит свои локации во Владивостоке, появятся новые площадки для активностей. Кроме того, теперь ежегодно у "Литературы Тихоокеанской России" будет новый почетный президент (с момента основания фестиваля этот пост, напомним, занимал Вячеслав Коновалов).

Старт дискуссии о судьбе дальневосточных литературных журналов дал главный редактор альманаха "Рубеж" Александр Колесов. По его мнению, "толстые" журналы и альманахи — это и голос литературы того или иного региона ДВ, и своеобразный тестер состояния литературного процесса в каждом из них.

— Когда-то в каждом регионе Дальнего Востока было как минимум по одному литературно-художественному периодическому изданию, а то и по несколько, а сегодня их почти на осталось. Это все печально. С этим нужно что-то делать. Потому что для такого региона, как огромное пространство Дальнего Востока, это особенно важно. Поскольку у нас коммуникация — и литературная коммуникация в том числе — поддерживалась раньше в советские годы и в этой жизни тоже во многом благодаря периодическим изданиям, — сказал Колесов.

Куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов назвал дальневосточных издателей литературных журналов настоящими "Дон Кихотами литературы" и также отметил, что нынешняя ситуация достаточно далека от позитивной.

— Смотрите, сколько у нас субъектов в Дальневосточном федеральном округе? Одиннадцать. Сколько у нас известных журналов? Вот только те, представители которых сейчас здесь находятся, за исключением, может быть, хабаровского журнала "Дальний Восток". Вот и все. Это трагично,

— подчеркнул Коновалов. — Мне кажется, сейчас, в наступившей реальности — а я ее отсчитываю от 24 февраля этого года — можно говорить о том, что парадигма, если уж и резко не меняется, то, по крайней мере, какие-то изменения начинают появляться. И если тщательно смотреть, эти изменения имеют стратегическое развитие, — сказал Вячеслав Коновалов. — Если говорить о конкретных предложениях, то я всегда задаю один и тот же вопрос, когда встречаюсь с людьми из больших и важных кабинетов, когда про литературу заходит разговор. Я спрашиваю у губернаторов или даже у ответственных за целые федеральные округа: "Дорогие друзья, а где закупки журналов для библиотек? Где закупки для школ, библиотек?". Я всегда говорю одно и то же: для того, чтобы что-то было, нужно что-то сеять. На пустом поле вырастают сорняки. Некоторые сорняки очень красивые, некоторые — очень высокие. Но для того, чтобы выросло что-то правильное, это поле нужно вспахать и засеять. А для этого нужно горючее, смазочные материалы, семена — для этого нужны вложения.

Булат Аюшеев, главный редактор журнала "Байкал", отметил, что даже при наличии господдержки региональных литературных журналов каждый год возникают определенные бюрократические проблемы.

— Я больше 10 лет работаю (главным редактором "Байкала" — ред.), и каждый новый год ставится вопрос о финансировании. Наш журнал финансируется из республиканского бюджета. И у меня сложилось впечатление, что такого, будто не хотят, чтобы журнал выходил — этого нет. Никем не оспаривается, что республике нужен литературный журнал. Есть у нас бурятская литература, есть у нас классики свои.

Но когда дело доходит непосредственно до финансирования, возникают проблемы бюрократического характера: по какой статье финансировать, в какой программе и так далее. И это бесконечно повторяется,

— отметил Аюшеев.

Главред журнала "Байкал" также поддержал идею Вячеслава Коновалова о необходимости системного распространения литературных журналов и альманахов по библиотекам регионов, в том числе и школьным.

Арт-директор литературно-познавательного журнала "Слово" Лидия Киселькова рассказала, что ее небольшой по тиражу (50-100 экземпляров) журнал бесплатно распространяется по библиотекам Сахалинской области, а большую помощь в расширении аудитории "Слова" оказывает электронная версия издания. Благодаря этому относительно молодому журналу (в 2022 году "Слову" исполняется 10 лет), отметила Киселькова, удается повышать качество публикаций, расширять пул авторов.

— Мы с гордостью можем сказать, что даем своеобразную путевку в жизнь многим нашим сахалинским авторам, которые когда-то печатались в нашем журнале, но потом перешагнули его рамки. Например, Оксана Ризнич стала получила золотую медаль на "Печатном дворе" во Владивостоке в 2020 году, также она вошла в длинный список Арсеньевской Премии, — привела позитивный пример Киселькова.

Олеся Борисова, начальник организационно-аналитического отдела министерства культуры и архивного дела Приморского края рассказала, как в Приморье налажено взаимодействие литературной периодики и библиотек, а также — о возможных мерах господдержки "толстых" журналов в регионе.

— В каждой библиотеке есть отдел по комплектованию книжных фондов наиболее востребованной литературой, на которую подают заявки читатели. Если виден отклик и потребность в каких-то журналах, книгах, газетах, то эта литература включается в список необходимой для приобретения библиотеками, — сказала Борисова. — К сожалению, в настоящий момент нашей государственной краевой программой "Развитие культуры Приморского края" поддержка литературных журналов не предусмотрена.

Думаю, если будет большая потребность в том, чтобы комплектовать такими журналами наши краевые и муниципальные библиотеки, то вопрос мы обязательно рассмотрим и учтем, можно будет проработать такую возможность.

Вячеслав Коновалов в формате реплики обратил внимание участников дискуссии на то обстоятельство, что сегодня развитие господдержки литературных журналов осложнено не совсем адекватной реалиям "подведомственностью" работников разных культурных фронтов органам исполнительной власти.

— Нельзя говорить о литературных журналах в отрыве от литературного процесса как такового. Давайте смотреть на самый верх. Мы видим, что почему-то у нас странным образом вся литература — и журналы — "принадлежит" Минпечати. Театры и кино — в Минкультуры. То есть писатели, издательства почему-то культуре не принадлежат. А мы вообще кто — работники культуры или просто осуществляем печать технически, и тогда издатели — это уже промышленные работники? — задался риторическими вопросами Коновалов, высказав в итоге мнение, что возвращение издателей литжурналов в лоно Минкультуры может решить огромное количество проблем в деле господдержки этого направления литературного процесса.

Александр Колесов, в свою очередь, поднял вопрос качества текстов в сравнении публикаций в традиционной печатной периодике и на тех или иных площадках в Интернете.

— Интернет местами — просто помойка. А по большей части сетевые публикации просто проигрывают на голову реально существующим лучшим образцам бумажных журналов и альманахам, существующим в России. Это ("сетевая литература" — ред.) — детский сад, не имеющий никакого отношение к литературе или очень примерно имеющее отношение к ней. Тут другой вопрос — молодежь уходит в интернет, где пойди разберись — где хорошо и где плохо, — сказал Колесов.

Лидия Киселькова в продолжении темы отметила, что "уход" литературной молодежи в сеть порождает и большие сложности для традиционных изданий с поисков новых талантливых авторов.

— Мы очень стараемся, чтобы в каждом номере у нас появлялся кто-то новый. Но новое — быстро заканчивается. Мне кажется, нужно нашу молодежь воспитывать, чтобы смена росла, чтобы молодые люди хотели публиковаться в журналах. А как раз Интернет как "большая помойка" с низким качеством текста… Туда идет молодежь, потому что там можно получить миллионную аудиторию. Сейчас молодежь заточена на отзывы, на лайки, — обозначила проблему арт-директор сахалинского журнала.

Подводя итоги дискуссии, куратор Премии им. Арсеньева Вячеслав Коновалов высказался по поводу необходимости создания в ДФО своего рода "экосистемы" по поиску и развитию новых талантов.

— Авторы — не блохи, не заводятся от немытых волос. Должны быть какие-то моменты, которые мы должны организовывать как люди литературного процесса. Мы говорим и о литературных курсах, которые очень популярны в Москве и растут, как грибы после дождя. Это должно быть центром притяжения. Может быть, должно быть распоряжение каждого губернатора в ДФО о том, что на каждой территории должны быть литературные курсы. Или вот сейчас Ассоциация союза писателей и издателей, которую возглавляет Сергей Шаргунов (главный редактор журнала "Юность", депутат ГД РФ — ред.), начала делать по всей России литературные резиденции.

И у меня вопрос: а где в ДФО эти резиденции? Почему в ДФО министерству культуры Российской Федерации не сделать такую тему?

— предложил Коновалов.

По оценке куратора дальневосточной Премии, к проблемам литературного процесса на Дальнем Востоке нужно подходить на государственном — федеральном и региональном — уровне.

— Давайте все-таки, чтобы не на отдельных подвижниках на Дальнем Востоке тащилась эта огромная и сложная махина литературы и русского языка. Давайте говорить о том, чтобы к этому подключилось каким-то образом государство, — подытожил дискуссию Вячеслав Коновалов.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Читайте также