Загрузка
Сборник 
2023
Назад
"Дальний Восток нужно привлекать в сознания, умы, чувства детей с малого возраста"
Участники круглого стола Премии им. Арсеньева обсудили популяризацию "дальневосточной литературы" среди школьников всей страны
Побережье Итурупа (Курильские острова, Дальний Восток). Фото: ИА PrimaMedia

Круглый стол "Художественная и краеведческая литература о Дальнем Востоке в школьной программе" продолжил 9 августа серию дискуссионных мероприятий (12+), которые проходят в рамках пятого сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia. Участники онлайн-дискуссии рассмотрели уже имеемый опыт использования литературы о Дальнем Востоке в образовательном процессе, обсудили, какие художественные и краеведческие произведения могут быть введены в школьную программу, а также оценили возможности для факультативного изучения "дальневосточной" литературы.

Говоря об опыте присутствия "литературного Дальнего Востока" в современной школьной программе, российский прозаик, арт-критик, ученый, культуролог Юрий Нечипоренко отметил, что в центральных регионах страны, к сожалению, такого опыта пока практически нет.

"Я думаю, что надо нам всем подумать о том, как систематически привлекать Дальний Восток в сознания, в умы, в чувства наших детей, начиная с самого малого возраста. Мне кажется, это очень важно для ощущения величия страны, в которой есть такой притягательный, даже сакральный регион. Мне кажется, это очень важно воспитывать в ребенке", — сказал Нечипорук.

Екатерина Соколова, заведующая Сектором развития и инноваций Дальневосточного отделения Российской академии наук, рассказала об опыте взаимодействия РАН с дальневосточными школами в части практикоориентированных факультативных занятий, в ходе которых используется в том числе и научная, и краеведческая литература о Дальнем Востоке.

Модератор дискуссии, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов подчеркнул, что одной из самых востребованных номинаций Премии как раз является номинация "Литература для детей".

"То есть детской литературы пишется много, печатается много. Литература высочайшего качества пишется не только на Дальнем Востоке, пишется литература о Дальнем Востоке по всей Российской Федерации", — напомнил Коновалов, подняв также и вопрос обеспечения "дальневосточной" детской литературой детских и школьных библиотек.

Наталья Полянская, главный библиотекарь сектора организационно-методической работы Приморской краевой детской библиотеки, в свою очередь отметила, что недостатка в краеведческой и художественной литературе в библиотеках нет, однако большинство имеемых книг были изданы 40-50 лет назад, и назрела необходимость в переиздании ряда произведений в современном, привлекательном дизайне.

Вместе с тем, продолжила Полянская, библиотеки ищут различные пути популяризации дальневосточной литературы среди школьников. Реализуется ряд проектов, таких как сотрудничество с кукольным театром, актеры которого читают вслух ребятам, или же виртуальные книжные полки, где собраны книги "с приморским характером".

"Мне кажется, для того, чтобы привлечь внимание и приморских школьников, и не приморских школьников к этой литературе, в первую очередь должны работать над этим библиотекари. Потому что просто включение той или иной книги в школьную программу не решит тот вопрос, который мы с вами хотели бы решить", — резюмировала выступающая.

Директор издательства "Охотник" (Магаданская область) Павел Жданов заметил, что в любом случае вопросы "усиления" краеведения в школьной программе — это прежде всего прерогатива Минобразования РФ, во вторую очередь — региональных министерств.

"Если это будет решено, то будут созданы программы, будут созданы учебные пособия, от которых можно было бы и учителям, и всем остальным отталкиваться. На сегодняшний день этого нет", — констатировал Жданов.

Вячеслав Коновалов в связи с вышесказанным вспомнил советское школьное образование, где краеведение и региональную литературу изучали именно в рамках учебной программы, и высказался за возрождение и развитие такой практики.

"Живет школьник, допустим, в Дальневосточном федеральном округе. Почему бы ему не изучать и свой регион, и соседние регионы. Чтобы школьник из Хабаровска, например, читал и о Приморье, о Чукотке, о Якутии, о Бурятии и так далее. Мне кажется, это хорошая идея", — сказал Коновалов.

Дарья Гусева, член Совета и руководитель секции краеведения и экскурсоведения Приморского краевого отделения Русского географического общества — Общества изучения Амурского края, поделилась опытом просветительской работы Общества в части популяризации знаний о родном крае среди школьников, в том числе и в рамках экскурсионно-лекционного проекта "Мой Приморский край" (12+).

Вместе с тем Гусева подчеркнула, что одной из ключевых проблем в обсуждаемой теме является то, что современные дети не слишком любят читать.

"Поэтому пока что у нас идет ознакомление школьников с краеведением в основном через игровой компонент, через лектории, сопровождающие презентации и различные тесты и загадки", — отметила член Совета ПКО РГО — ОИАК.

Озабоченность Дарьи Гусевой тем, что дети не любят читать, разделила и директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Центр образования "Ступени" (Приморский край) Светлана Князева, тем не менее, по ее словам, развитие краеведения как образовательной дисциплины в школах региона идет поступательно и системно.

"Мы изучаем учебник "Мой Приморский край" (6+), который был издан благодаря инициативе губернатора Олега Николаевича Кожемяко и благодаря которому учащиеся седьмых-восьмых классов раз в неделю изучают историю и географию Приморского края, рассказала Князева. — Что касается художественной литературы о Дальнем Востоке, то рабочая программа по литературе включает в себя и основную часть, и региональный компонент".

Говоря о том, как привить детям интерес к чтению краеведческой литературы, Юрий Нечипоренко предложил рассмотреть организацию встреч авторов современных произведений о Дальнем Востоке со школьниками.

"Просто без человека книжка — это такой "кирпичик". Нужно увлечь личностью автора сочинителя. И, собственно, вот такое "перемешивание" детей и книг, писателей, критиков, журналистов — мне кажется, очень важно, — сказал Нечипоренко. — И вот в этом смысле такие люди могут быть пропагандистами или промоутерами чтения, чтобы была "картинка слова", чтобы все работало вместе".

Подводя итог дискуссии, Вячеслав Коновалов отметил, что многие высказанные участниками идеи и предложения требуют детального изучения и обсуждения, и в рамках круглых столов пятого сезона Премии им. Арсеньева организаторы еще вернутся к этой важной теме.



Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

Читайте также