Отказ от государственного заказа на "индустриальную" литературу привел к падению популярности промышленных профессий на Дальнем Востоке. Раскрытие промышленного и литературного потенциала региона требует проявления государственной воли и выстроенных коммуникаций между автором, бизнесом и властью. Об этом говорили участники круглого стола "Корпоративная литература по-дальневосточному — отражение индустриального региона" (12+), который прошел 15 мая в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
Модератор круглого стола, куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что производственная проза — это целое направление литературы со "звездным" составом авторов, которое громко заявило о себе в XX веке и было своего рода мейнстримом. К сегодняшнему же дню это направление утратило ведущие позиции у российского читателя.
— Производственная проза — мощное направление в литературе, где практически все советские писатели поучаствовали. И иногда не просто поучаствовали, а внесли вклад в развитие мировой литературы.
Я говорю сейчас о Катаеве и его книге "Время вперёд" (16+), о Леонове и книге "Соть" (16+) и о многих других. Этот период у нас в стране прошел. Но если посмотреть на мировую литературу, то в топе авторской популярности были и остаются писатели именно этого направления, которое они называют "производственным романом", — сказал Вячеслав Коновалов.
Дальневосточник и автор книги для детей "Сказки о солнце" (12+) Даниил Литвиненко отчасти не согласился с модератором. По мнению писателя, хорошо видно, что Дальний Восток сегодня развивается трудом человека-созидателя, и это интересно и авторам, и читательской аудитории. Но здесь есть определенные сложности, указал выступающий.
— Сегодня автору труднее добраться до человека труда, потому что это уже закрытое корпоративное пространство. В советское время был государственный заказ, и тогда автора приглашали на предприятие и показывали производственный процесс. Сейчас писателю приходится доказывать компании, что важно и интересно об этом писать. Есть три пока плохо пересекающиеся линии участников, заинтересованных в появлении индустриального произведения, — автор, бизнес и государство,
— отметил Даниил Литвиненко.
Тема производственного романа — это всегда исследование, поездки к месту индустриальной истории. Иначе произведение просто не получится. По мнению Литвиненко, читателю интересны истории о людях труда — главное, чтобы писатель интересно излагал эту историю.
Журналист Андрей Островский согласился с тем, что индустриальная литература нужна читателю. Коммуникации с производством важны, но это не главное, поскольку в центре производственного романа должны быть человеческие судьбы, уверен Островский.
— По опыту могу сказать, что мы пишем не про корпорации или технологию производства, а про людей. Грубо говоря, не про то, сколько бетона залили, сколько тонн перевезли или какой толщины обшивка, а про человеческие отношения. Лучшие образцы индустриальной литературы, такие как "Аэропорт" (16+) или "Отель" (16+) Артура Хейли, были о человеке и взаимоотношениях,
— сказал Андрей Островский.
Журналист привел в пример его опыт сотрудничества с Дальневосточным морским пароходством, на судне которого он ходил до ледяных берегов самого южного континента. В результате экспедиции он познакомился с моряками, работающими в компании, и написал производственную документальную повесть "Сто дней Антарктиды" (16+).
— Мы считаем, что люди — это главное. После автопробега "Чем гордится Приморье" (16+) к нам в порт обратились журналисты, попросили провести один день с докером. И вот с утра до вечера они прожили вместе с нашим работником один день его трудовой жизни. Людям действительно интересно знать про людей. Сегодня докер — это очень квалифицированный специалист, который управляет от пяти механизмов,
— сказал директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта (входит в FESCO) Никита Томилин.
Модератор круглого стола Вячеслав Коновалов обратил внимание участников дискуссии на то, что в афишах театров и кинотеатров или в топе бестселлеров практически ничего нет про человека труда. Все спектакли, фильмы, книги и телепередачи — только, как говорится, "про богатых и знаменитых".
Никита Томилин возразил на это и привел в пример проект "FESCO. Дети" (6+), в рамках которого переиздаются и дарятся дореволюционные и советские книги о человеке труда.
— Мы стараемся прививать детям вкус к такому чтению. Будущее все-таки за ними. Дети вырастут и пойдут работать портовиками, моряками, механиками, капитанами. Это очень, очень интересные профессии. Я лично присутствовал на таких уроках внеклассного чтения и скажу вам честно — дети действительно воодушевляются. Если человек растет с понятием того, что человек труда — это главный человек в стране, тогда эта идея будет с ним всю оставшуюся жизнь, он будет стремиться к этому, — отметил Никита Томилин.
Модератор круглого стола согласился с тем, что идея приведенного проекта замечательная, но, тем не менее, в топах книжных продаж произведений о людях труда нет, и появятся они не скоро.
— Любой работник, какую бы должность, специальность или пост он бы не занимал, ему всегда будут интересны задачи самореализации, призвания, взаимоотношения с коллегами, профессионального успеха, на чем останавливаться и к чему стремиться. Я думаю, что бизнесмены, владельцы крупных фирм недооценивают аргументы в пользу корпоративной художественной литературы. А ведь она может сделать их более известными и уважаемыми. С помощью нее они могут заявить о себе широкой читательской аудитории,
— сказал писатель-натуралист, член Союза писателей России, победитель и лауреат всероссийских и международных литературных конкурсов Юрий Жекотов.
Автор книги "Прииск на левом берегу Колымы" (12+) Валерий Мусиенко выразил мнение, что для того, чтобы на производство шли высококвалифицированные кадры, нужна идеология и государственная политика по популяризации производственных профессий и поддержке авторов индустриальной литературы.
— Вспомните, как было в Советском Союзе, когда тот же роман "Как закалялась сталь" (12+) как минимум трижды экранизировали. Как и с какой с любовью Василий Шукшин писал про свою деревню. В 90-х годах наше государство прошло через тяжелый период, излом прошел по людям. По своему детству помню, как все хотели быть пожарными, милиционерами, космонавтами. Я сталеваром даже хотел быть, когда проходил мимо памятника сталевару в Донецке. А сейчас все хотят быть блогерами, танцорами и музыкантами.
Самое продуктивное время — молодость, и вот нам не хватает квалифицированных рабочих. Поэтому нужно интересно писать о людях труда. И не чисто механическую работу описывать: "взял болванку, заточил, положил в сторону, взял вторую". А занимательные случаи из жизни, какие-то взаимоотношения на работе. Из всего этого складывается теплое, положительное отношение к работе и человеку труда,
— считает писатель Валерий Мусиенко.
Участники круглого стола позитивно оценили советскую практику выступления писателей на предприятиях, когда рабочие могли поближе познакомиться с литературным процессом, а авторы — с производственным. Вячеслав Коновалов согласился с тем, что государственная идеология задавала верные жизненные ориентиры.
— Вы сказали совершенно верно: убрали из школьной программы книги о человеке труда, и вставили туда Довлатова, Солженицына, ещё какие-то образчики "литературы травмы", "литературы переживаний". Какой там человек труда? Там вообще слово "труд" не звучало. Вот мы и пожинаем то, что посеяли, — посетовал модератор дискуссии.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что для возвращения широкой читательской аудитории у произведений о человеке труда нужно, во-первых, писать интересно, во-вторых, у читателей должен быть доступ к спискам достойной литературы, в-третьих, должен быть государственный заказ на производственную литературу.
И самое важное — надо поднимать истории о трудовых подвигах дальневосточников, уверены эксперты дискуссии. Литераторы должны возрождать существовавший ранее дальневосточный легендариум — то есть совокупность смыслов, объясняющих, почему здесь надо жить, почему это здорово, почему отсюда не нужно уезжать. И только совместными усилиями литературы, власти и бизнеса можно справиться с поставленной задачей.
Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.