Дальний Восток имеет колоссальный художественный потенциал для развития экранного искусства, но его раскрытие требует доверия к новым авторам. Об этом говорили участники круглого стола "Литература о Дальнем Востоке и кинематограф: как наладить взаимодействие. Хороший сценарий — основа хорошего кино", который прошел сегодня, 3 апреля, в рамках нового сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева (12+), сообщает ИА PrimaMedia.
Напомним, что тема, выбранная для обсуждения на круглом столе 3 апреля, впервые прозвучала в публичном пространстве ещё в прошлом, 2023 году. О том, что российскому Дальнему Востоку нужна своя киновселенная, заявил российский писатель и педагог Андрей Геласимов в ходе дискуссии "Миссия большой Премии на Дальнем Востоке", которая прошла в рамках работы фестиваля "Литература Тихоокеанской России" (6+).
Российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко в ходе дискуссии 3 апреля отметил, что самое главное и важное для развития кино Дальнего Востока — это люди, которые могут взяться и довести до успеха сложный художественный, организационный и производственный процесс. Он привел в пример восьмисерийный фильм "Осенние визиты" (16+), который за счет краудфандинга создала местная киногруппа в Приморье.
— Для того, чтобы дальневосточное кино выстрелило сейчас, необходимо три шага. Первое: собрать команду людей, которые хотят не просто заработать, а создать хорошее кино. Может, из соображений самореализации, по личным мотивам. Второе: нужна поддержка государства, потому что частный спонсор чаще вмешивается в процесс кинопроизводства со своим видением, нарушает творческую задумку. И третье — это доверие российского зрителя, которое надо завоевать. Пока зритель готов идти на кино московских и петербургских команд и недооценивает региональное кино, — считает писатель.
Участники дискуссии задались вопросом, достаточно ли сейчас накоплено сценарного опыта, чтобы транслировать "дальневосточные мотивы" на всю Россию.
— Хочу отметить одну особенность наших студентов. Когда дают задание разобрать и проанализировать сценарий фильма, все ребята берут продукцию голливудского кинопроизводства, — рассказала эксперт по сторителлингу и сценарному анализу, кандидат филологических наук, доцент Департамента коммуникаций и медиа ШИГН ДВФУ Ксения Баринова.— Никто не хочет разобрать, подметить особенные приемы и может где-то восхититься примером отечественного кино. И когда они пишут уже сценарии на свои истории, то описывают ситуацию глобально, так что она может произойти где угодно. Даже имена своим персонажам дают иностранные. Демонстрируют недостаток внимания к региону, в котором живут.
Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует значение стимулирования авторов, которые уделяют большое внимание художественному осмыслению родного края и его истории. Так, многие эксперты отмечают высокую кинематографичность работ, присылаемых на конкурс Премии им. В.К. Арсеньева.
— В прошлом году к нам на конкурс поступило более 100 работ, посвященных российскому Дальнему Востоку. Большинство текстов — очень кинематографичные. И я сейчас добиваюсь, чтобы трансформировать их в сценарные заявки. Но тут всплывает другая проблема — недоверие к новым именам кинематографистов. Кино — это безумно дорогой и длительный процесс. И с точки зрения маркетинга безопаснее вкладывать деньги в раскрученных людей. Эту ситуацию мы должны переломить,
— заявил куратор Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов.
В ходе часового разговора участники круглого стола выясняли, какие есть кинематографические "места силы" у Дальнего Востока и что нужно сделать, чтобы кинопроцесс пошел здесь по нарастающей. Все подробности интересно и местами острой дискуссии — в записи видеотрансляции.
Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках комплекса воспитательно-патриотических мероприятий "Дни регионов Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.