"Потрясающая литература": эксперты обсудили короткий список Премии имени Арсеньева

Оглашение шорт-листа, куда вошли девять номинантов, состоялось также в ходе очередной онлайн-конференции в рамках нового сезона Премии

Оглашение короткого списка текущего сезона Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева (12+), стартовавшего 1 февраля 2022 года, с дальнейшим обсуждением номинантов, состоялось 23 ноября в ходе онлайн-конференции "Обсуждение короткого списка Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева" (12+), которая, как и предыдущие, прошла в рамках нового сезона Премии. На финишную прямую вышли девять произведений — по три в каждой из номинаций:  "Длинная проза", "Короткая проза" и "Проза для детей". По мнению спикеров, приглашенных для разговора, всех номинантов объединяет то, что "это — потрясающая литература", сообщает ИА PrimaMedia.

По традиции, честь объявления номинантов, попавших в короткий список, выпала на долю куратора Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева, президента фестиваля ЛиТР (12+) Вячеслава Коновалова, по мнению которого в шорт-лист попали совершенно замечательные произведения.

— Чем отличается этот год от предыдущих? Тем, что в короткий список попали разные жанры литературы. Это и литература библиографическая, и литература эпосная, в хорошем смысле слова, литература больших пространств, и литература советского типа о том, как человек идет вперед, ни перед чем не останавливаясь. Это и литература, отражающая современность, рефлексию, литература, не только написанная интересно, она еще и нетривиально поданная с точки зрения сюжетности. Потрясающая литература этого года, — сказал Вячеслав Коновалов, предваряя оглашение списка, который мы приводим ниже.

Итак, претендентами на победу в номинации "Длинная проза" стали: роман известного сибирского писателя Камиля Зиганшина "Хождение к Студеному морю" (16+); книга красноярского писателя Евгения Мамонтова, родившегося во Владивостоке, "Мое немое кино" (16+) и документально-художественная книга известного приморского арсеньведа, доктора исторических наук Амира Хисамутдинова "Хроники жизни Арсеньева-Уссурийского" (16+).

Номинантами "Короткой прозы" стали: книга патриарха колымской литературы Анатолия Бударина "Приключения Толянчи и Колянчи" (16+); книга-сказка Натальи Олеск "Ливадийская сказка" (16+), основанная на поверье о летающем человеке, живущем на самой вершине Ливадийского хребта магической горы Пидан и книга доктора биологических наук из Хабаровска Светланы Шлотгауэр "За горными травами" (16+).

На Премию в номинации "Проза для детей" могут рассчитывать: книга Даниила Литвиненко "Сказки о солнце" (6+); книга-квест известной детской писательницы из Якутии Анны Пшенниковой "Миссия: спасти Землю" (6+) и сборник рассказов магаданского писателя Валерия Фатеева "Пограничный кот" (6+).

"Мы ищем литературу, связанную с огромным пространством" 

Открывая обсуждение, председатель жюри Общероссийской литературной Премии "Дальний Восток" им. В. К. Арсеньева, известный российский писатель, литературовед и литературный критик Павел Басинский, прежде всего отметил двух авторов, с творчеством которых он был знаком раньше, — Камиля Зиганшина и Евгения Мамонтова.

— "Хождение к студеному морю" Зиганшина — это действительно такой эпос, связанный со старообрядцами. Это очень важная тема, которая постоянно волнует русскую литературу начиная с Протопопа Аввакума, с которого, собственно говоря, во многом начинается русская литература средних веков, нового времени… За прозой Евгения Мамонтова я слежу давно и очень давно люблю этого писателя. Он вообще мастер таких коротких рассказов. "Немое кино", по сути, наверное, первая его книга, где какие-то короткие истории объединены в некий роман. Но роман очень экспериментальный, очень интересно построенный. Я, в общем, такого не встречал еще в литературе. Евгений Мамонтов безусловный мастер слова, он умеет в очень короткую фразу, иногда вообще состоящую из двух слов, вместить много информации. Он владеет иронией, юмором, чем вообще не очень часто владеют современные писатели. У него проза живая, психологически очень тонкая, — сказал Павел Басинский.

Достойной, по сути, первой полной биографией человека, именем которого названа Премия, назвал критик книгу "Хроника жизни Арсеньева Уссурийского", написанную Амиром Хисамутдиновым.

— Арсеньев занимает одно из главных мест в русской литературе ХХ века. Не случайно его в свое время и заметил, и отметил Алексей Максимович Горький, у которого было абсолютное чутье на новых авторов. Будучи подростком, я, как сказали бы сегодня, просто фанател от его "Дерсу Узала" (12+), от описания путешествий с массой приключений и подробностей. И только потом уже стал узнавать, что за фигура Владимир Арсеньев. В этой книге она раскрыта полностью, — отметил Басинский.

Очень светлыми, яркими, даже солнечными назвал председатель жюри Премии произведения, вошедшие в шорт-лист в номинации "Короткая проза". Удивительно ярко и солнечно, по его мнению, написана "Ливадийская сказка" Натальи Олеск. Хорошей научно-популярной литературой была названа книга Светланы Шлотгауэр "За горными травами".

Высокой оценки удостоились произведения из короткого списка в номинации "Проза для детей".

— "Сказки о солнце" Даниила Литвиненко очень красиво иллюстрирована. Одновременно это познавательная литература для детей, она рассказывает про развитие энергетики Сибири и Дальнего Востока. "Миссия спасти Землю" Анны Пшенниковой — интересная попытка соединить литературу и квест. "Пограничный кот" Валерия Фатеева — очень хорошая, трогательная,  традиционная проза, очень добрая, рассказывающая о людях, о том, что с ними происходит в семьях. Она вызывает слезу и улыбку, что современная литература делает очень редко, — подчеркнул Басинский.

Говоря в целом о Премии, он обратил внимание на то, что это, конечно же, не региональная, а, безусловно, всероссийская премия.

— Мы должны понимать, что мы ищем литературу, которая не замыкается только на московско-петербургской или, допустим, екатеринбургской теме, а все-таки связана с этим огромным пространством, до сих пор до конца не освоенным, в том числе культурно не освоенным. Мы должны думать об этом, но при этом, конечно, не делать никакого снисхождения с точки зрения художественной ценности этих вещей или познавательной ценности, если это нон-фикшн, — сказал Павел Басинский.

На очереди "Документальная проза" и "Историческая поэзия"? 

Своим мнением об авторах, попавших в короткий список Премии, высказался член малого жюри Премии, российский журналист, телеведущий, литературный критик, прозаик Алексей Колобродов:

— Я очень рад за Камиля Зиганшина. Безусловно, за Евгения Мамонтова, потому что это проза, помимо уже отмеченных достоинств, достаточно серьезно и интересно фиксирует именно Владивосток на литературной карте России. Замечательно, что в шорт-лист Премии попало серьезное исследование о самом Арсеньеве. Я рад за Валерия Фатеева, который через номинацию детской прозы все-таки тоже попал в финал, — сказал Колобродов.

С его точки зрения, Премии необходима еще одна номинация — "Проза нон-фикш", или документальная проза, посвященная исследованию Дальнего Востока с разных точек зрения. По этому поводу модератор онлайн-конференции Антон Ефимов вспомнил о другом предложении, прозвучавшем в одном из прошлых эфиров: учредить номинация "Поэзия", имея в виду не просто поэзию, а поэтическую баллада — сюжетную поэзию о Дальнем Востоке.

К литературному освоению истории Владивостока призвал член малого жюри Премии,  директор Научной библиотеки ДВФУ Сергей Соловьев.

— Нашему городу 160 лет. Но какая замечательная спираль закручивается. Как и тогда, когда мы имели дело со всем азиатским миром на территории Владивостока, так и в начале двухтысячных мы столкнулись ровно с этой же историей, когда весь азиатский мир, по крайней мере, близлежащий к Тихоокеанской России, начал собираться в этом регионе. И, несомненно, можно изучать эту историю, писать о ней. В рамках того, что происходит в стране и в мире, на мой взгляд, это очень интересно, — сказа Соловьев.

Свою точку зрения на предложения коллег не мог не высказать куратор Премии Вячеслав Коновалов.

— Вот уже четвертый сезон идет, и четвертый сезон на круглых столах, близких к финальной встрече, поднимается вопрос — почему у нас нет отдельной номинации для литературы нон-фикшн. Действительно, огромное количество произведений приходит именно написанных в стиле документальной прозы, мемуаристики и библиографии… Я, честно говоря, думаю, что было бы правильно выделить нон-фикшн в отдельную номинацию. Но наберем ли мы на каждый год достаточно нон-фикшн для того, чтобы рассматривать? Потом мне всё-таки хочется, чтобы нон-фикшн участвовал наравне со всеми, потому что это жанр, который сейчас по популярности, давайте скажем честно, если посмотреть списки продаваемой литературы, если не на три корпуса, то уж на два точно впереди остальных. То есть эта литература не только читается с огромным удовольствием — она постепенно каким-то странным образом вытесняет художественную. Люди все больше и больше интересуются литературой, которая основана на конкретных фактах и рассказывает о конкретных людях, — поделился Коновалов.

Подводя итоги обсуждения на правах председателя жюри, Павел Басинский сказал:

— Любая премия — это не результат, премия — это процесс. Разумеется, важно то, кто побеждает каждый год. Но не в объявлении лауреатов главная заслуга премии, а в том, что она существует. Премии должны существовать долго, они структурируют литературный процесс, они вовлекают в литературный процесс новых писателей. Именно в силу того, что получать премии престижно и денежно, премии делают литературу социально привлекательной. Поэтому пусть наша Премия  живет очень долго.

Напомним, что Общероссийская литературная Премия "Дальний Восток" имени В.К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Впервые лауреаты Премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий "Дней Дальнего Востока в Москве" в здании Российского Фонда культуры. 

Главная цель Премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России. За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов Российской Федерации, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри Премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: "Длинная проза", "Короткая проза", "Проза для детей". Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.