Презентация премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева состоялась в рамках "ЛиТРа"

В преддверии объявления длинного списка лауреатов эксперты поговорили о значении премии и озвучили свои предложения по её усовершенствованию

Круглый стол "Почему нужно писать о Дальнем Востоке?" прошел в Пушкинском театре ДВФУ в четверг, 24 сентября. Предметом экспертного разговора стала Общероссийская литературная премия "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева. 

Начался круглый стол с рассказа куратора премии Вячеслава Коновалова об истории её возникновения. Коновалов вкратце пересказал биографию премии: родилась "на теле ЛиТРа", была поддержана заместителем Председателя Правительства РФ — полномочным представителем Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрием Трутневым, успешно пережила первый сезон и твердой походкой вышла во второй. Так от прошлого куратор премии плавно перешел к настоящему. 

— Интерес к Арсеньеву сейчас возвращается. Он неожиданно стал востребован как писатель экологического толка, потому что он много говорил о человеке и природе. Я думаю, что это одна из причин, по которой к текстам Арсеньева снова обращаются. 

Когда-то — я говорю, как человек старшего поколения — о Дальнем Востоке говорили и писали много. Позднее интересы сместились. Одна из главных задач премии, помимо поддержки писателей, это сделать так, чтобы об этом регионе снова заговорили, — объяснил Вячеслав Коновалов.

Примечательно, что в этом году, по словам куратора премии, литература, претендующая на номинацию, стала более качественной. В 2020 году из 144 произведений предварительный отбор прошли 94, в то время как за аналогичный период прошлого года в секретариат премии было отправлено 193 произведения, однако принято было 79 из них.

Порядка 80% людей, предоставивших свои тексты на суд жюри, являются дальневосточниками. Если же говорить о географии премии, то она охватывает всю страну. "От Калининграда до Камчатки, от Мурманска до Крыма", как выразился Коновалов. Однако все писатели сошлись во мнении, что литературный процесс на Дальнем Востоке всё ещё существует больше на словах, чем на деле.

— Честно говоря, не знаю, есть ли сегодня литературный процесс. Может быть, премия нужна если не для того, чтобы его создать, то для того, чтобы наполнить его чем-то и придать определенные черты. Скажем прямо: писателям сейчас тяжело живется даже не с материальной точки зрения, а с точки зрения нужности. Нужно ли вообще писать? Кто это будет покупать, читать? Премия — это хороший мотив для писателя, потому что тогда произведение точно прочитают эксперты.

Для читателей премия тоже важна: современному читателю сложно ориентироваться. Книг много — особенность нашего времени в том, что издать книгу за свой счёт можно достаточно легко. Для читателя, который приходит в магазин и не совсем понимает, кого читать, а кого — нет, сам факт выдвижения книги на премию, факт её попадания в длинный или короткий список и тем более номинация — это хороший ориентир, — считает председатель жюри премии Алексей Варламов.

Личными впечатлениями от получения премии поделился лауреат первого сезона Андрей Геласимов.

— Я горжусь этой премией. Объясню, почему: я живу в Москве, но четверть века прожил в Якутии. Когда я написал свой роман "Роза ветов" о походе Невельского к устью Амура, эта тема не отпускала меня и продолжала волновать. Есть ещё много историй, которые не вошли в роман, — рассказал Геласимов.

На вопрос Коновалова о том, будет ли писатель номинировать второй том на премию, Геласимов ответил утвердительно. Куратор премии отметил, что положение этого не запрещает.

По традиции участники круглого стола выдвинули свои предложения по усовершенствованию премии. Не в первый раз прозвучало предложение ввести поэтическую номинацию — в этот раз его озвучила член Приморского отделения Союза писателей России Татьяна Прудкогляд. А сахалинский писатель Владимир Семенчик предложил увеличить число дальневосточников в жюри (в этот раз их трое) — по мнению писателя, их должно быть не меньше половины. 

Участники круглого стола были солидарны во многом, но всеобщее признание снискала мысль о том, что дальневосточной литературе необходимы горизонтальные связи — чтобы якутских писателей читали магаданские, приморских — забайкальские и так далее. Писатели считают, что премия — это лучший инструмент для воплощения этой мысли в жизнь.

Подробнее ознакомиться с программой можно на официальном сайте мероприятия.

Фестиваль "Литература Тихоокеанской России" (6+) — крупнейшее событие в литературной жизни Дальнего Востока. Три дня, с 24 по 26 сентября, во Владивостоке будут проходить встречи со знаменитыми писателями, презентации книг и мастер-классы. Среди гостей "ЛиТРа" — фантаст Сергей Лукьяненко, писатели Павел Басинский, Андрей Геласимов, Андрей Рубанов и другие. Подробнее о мероприятиях фестиваля — на официальном сайте.

Фестиваль "ЛиТР-2020" проходит при поддержке правительства Приморского края, НКО "Фонд развития социальных инициатив", АО "Терминал Астафьева", Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и Фонда Росконгресс. Организаторами фестиваля являются медиахолдинг PrimaMedia, интеллектуальный клуб "Культбригада" и Дальневосточное представительство фонда "Русский мир". Генеральный поставщик воды — компания "Славда".